Одна девушка предложила мне написать статью в журнал "Мир кукол" про инструмент для резьбы по дереву. А чтобы не навредить моей нестабильной психике, добавила:
- Статья для кукольников, но мы Вас позиционируем как скульптора".
Не знаю как у вас, а у нас в провинции после таких слов джентльмен просто обязан жениться.
Я уже однажды женился и могу ответственно заявить, что статья в журнал - это сущий пустяк по сравнению со свадебными хлопотами. К тому же, мой психиатр не смог найти в анамнезе ни одного случая, когда я отказывался от бесплатной работы.
Перечислять и классифицировать режущее разнообразие мне оказалось лень и неинтересно. Эту информацию можно найти в интернете одним пальцем. И я решил просто написать, что я помню и думаю на этот счёт с высоты прожитых лет (приосанился, поправил ордена и медали).
Про инструмент определенно можно сказать только то, что он должен быть, и он должен быть личным. Можно поделиться едой, одеждой, государственной тайной, но только не инструментом. Что-то я не припомню, чтобы кто-то мог безнаказанно взять церазики Наполеона или, например, Чингизхана.
- Кто взял мои церазики?!
Но если вы мягкотелая размазня (как я), которая не способна отпугивать людей матом, резким запахом или яркой окраской, приготовьтесь работать тупым инструментом. Общие стамески – тупые стамески.
На самом деле много резцов не нужно, если вы специализируетесь на каком-нибудь одном виде резьбы. Штук 20-30 более чем достаточно, но понимание это приходит слишком поздно. У меня их около двухсот штук, и я обречён быть мизантропом и впадать в отчаяние. Кому достанется инструмент после моей смерти? Нет достойных кандидатур! Одни руконогие чипсоеды вокруг!!!
В общем, фетишировать инструмент не стоит. Это всего лишь средство для достижения результата. Достаточно относиться к нему бережно (отгонять от него вандалов, регулярно счищать ржавчину и паутину). Чрезмерное увлечение режущими и колющими может привести к обнищанию, так как хорошая стамеска дорого стоит. А так же превратить вас в коллекционера, который все силы тратит на пополнение коллекции, изготовление причудливых (неудобных) ручек и учёт накопленного имущества.
Эти опасности поджидают страстотерпцев обычно в начале карьеры. Когда всё, что связано с ремеслом, намазано толстым слоем романтики, и на все случаи жизни есть старинный (дедовский) рецепт, который мастер откроет тебе, если ты будешь достоин...
Помню один трагический случай из своей жизни. Как-то на занятии я спросил учителя:
- Мастер, а что нужно делать, чтобы дерево не пачкалось при резьбе?
- Попробуй чаще мыть руки: - сказал приземленный и много пьющий преподаватель, убив 18 процентов моего романтизма.
Но если зуд в области кошелька нестерпим, смело тратьте деньги на инструменты. Мудрость должна приходить с опытом.
Следующее, что нужно знать в связи с резьбой по дереву - это адрес ближайшего травмпункта.
Любишь резать, люби и перебинтовываться. Если вы режете и не режетесь, остановитесь и подумайте, возможно, вы делаете что-то неправильно. Как-то на досуге я насчитал 14 зарубок только на большом пальце левой руки. Это потому, что я правша и в левую руку очень удобно парковать стамески. Хотя членовредительство может зависеть и от темперамента. Мой друг, с которым мы работаем вместе уже около двадцати лет, режет себя возмутительно редко.
Ненавижу, когда люди своим примером разрушают мои стройные теории
Часто посещая травматолога, я понял, что всегда смогу поменять профессию. Уйти в хирургию, например. Та же резьба, только там не надо красиво, надо аккуратно.
Теперь о том, где хранить инструменты. Рабочее место резчика. Самые красивые мастерские я видел в рекламе пива. Ради такой мастерской я согласился бы на пивной алкоголизм. Плюс 40 процентов к романтике ремесла.
В жизни я таких мастерских не видел. Вообще-то слишком красивая мастерская кажется нормальной только травоядным и доверчивым телезрителям. Здравомыслящий же человек подумает о том, что если тут так чисто, значит здесь никто не работает.
Наша резиденция, по неподтвержденным сведениям, является образцово-показательной в плане чистоты и порядка, но это благодаря моему хладнокровному и малорежущемуся другу, который перед визитом гостей устраивает санитарный джихад.
Мойдодыр
А в обычные дни - это пыльный вертеп (место, где собираются с преступными или другими неблаговидными целями). Наверное, интерьер не имеет большого значения, если вы увлечены тем, что делаете в данный момент. «Волосы стынут в жилах» только если увидеть свою мастерскую со стороны. На фотографии, например. А если не рассматривать фотографии, то какая разница?
Главное – чтобы было удобно, а удобно может быть и на свалке. Можно точно знать, где валяется нужный инструмент, и совершенно не помнить, куда что положил после того, как навел порядок.
В заключение нужна какая-то мораль.
Но её нет...
Автор Сергей Бычков, творческая мастерская "АБ"